задачи курсов
Скрытые задачи, решаемые элективными курсами, или на пути к освоению современных образовательных технологий
Основное возражение, которое приходится слышать от оппонентов, противников траты времени «на пустяки», можно сформулировать примерно так: «Своими элективными курсами вы отнимаете время у ученика и учителя на подготовку к экзаменам. Учебные программы (стандарты) сегодня таковы, что времени на их освоение и так не хватает, а вы... ». Думаю, что доля истины в этих монологах (нас оппоненты не слышат, так как не слушают) есть. Стандарты (все имеющиеся их проекты), программы действительно перегружены; задачи (требования к уровню достижений выпускников) не конкретизированы и потому не выполнимы. И это все происходит на фоне так и не произошедшего в умах учителей осознания утопичности идеи передачи ученику «всего опыта, накопленного человечеством». Многие учителя продолжают считать, что требования «полноты» содержания учебного предмета по отношению к одноименной науке — благо. Попробуем вступить с этими учителями в полемику.
Тезис первый. Ученику действительно надо предоставить возможность подготовиться к экзамену, оснастить всем тем, что поможет ему надлежащим образом «пройти» выпускные и вступительные испытания. Но только ли знания и предметные умения помогут ему это сделать? Разве не важно то, как он будет излагать материал, содержащийся в билете, реагировать на вопросы, вести диалог? А есть ли у учителя достаточный ресурс времени на отработку этих составляющих успеха на уроке по общеобразовательному или профильному предмету? Ответ однозначен — нет. Значит, нужно найти в учебном плане место, где решение данного набора задач будет доминировать. Решить эти задачи мы и предлагаем на элективных курсах. .
Тезис второй. Для успешной сдачи экзамена ученик должен уметь самостоятельно_ра6отать с: источниками, уметь искать необработанную специально (как в учебнике) информацию, "использовать при решении учебных задач свои собственный жизненный опыт. Понятно, что в решении этой задачи учебник, жесткая учебная программа не всегда помогают. Да и учебная группа в 25—30 человек этому не способствует. Значит, и здесь могут выручить элективные курсы, занятия по которым будут организованы в малых группах и проходить в лаборатории, библиотеке, информационном центре.
Тезис третий. Мотивация к изучению того или иного предмета возникает у ученика через успех. Нравится обычно то, что получается. Но ведь успешны на уроке далеко не все. У части учеников вырабатывается привычка быть неуспешным, у кого-то возникает страх получить двойку, тройку. Элективные же курсы могут и должны стать тем местом, где ученик не боится получить плохую оценку, «не попасть в ответ». Он начинает свободно высказывать свои мысли, раскрепощается, приобретает опыт успешного ученичества. Повышается эффективность работы ученика (учителя) на обязательных для изучения курсах.
И, наконец, еще один возможный тезис. Не успешность ученика вызвана стойким конфликтом с единственным учителем данного предмета, у которого есть свое понимание блага для ученика («я ему желаю добра, готовлю его к экзаменам» и т.п.). Вырваться из-под диктата сильного предметника традиционного типа путем самостоятельного выполнения какой-то задачи (проекта, набора задач или опытов, списка обязательных творческих работ, изученных источников и т.п.) можно через индивидуальный учебный план на курсе по выбору.
Конечно, нарисованная выше картина во многом идеальна, на практике все будет не совсем так, но влиять на мотивацию к учению по традиционным предметам элективные курсы безусловно будут. Подобные эффекты наблюдаются в тех школах, которые давно ввели элективные курсы в учебные планы.
Сформулированные выше тезисы позволяют сделать и еще один вы-водЛ1ри правильных действиях школьной администрации с введением в учебный план школы элективных курсов учителя будут поставлены перед необходимостью осваивать современные образовательные технологии. Эти технологии будут распространяться и на обязательные для изучения предметы, что окажется весьма значимым для изменения в целом ситуации в школе.
Любой элективный курс – авторский
Как уже говорилось, основой для работы учителя, ведущего курс по выбору, могут стать программы факультативных курсов, разнообразные учебные пособия. Даже если учителю повезет, и он купит специально созданный под элективный курс учебно-методический комплект, то трудно предположить, что он может его целиком использовать. Ведь учитель будет вносить в программу изменения, связанные с уровнем подготовленности конкретных учеников, которые избрали данный курс (выбирают-то ученики); с наличием тех или иных средств обучения в школе; с личными интересами, уровнем подготовки учителя и т.д. Это означает, что, взяв программу и/или учебное пособие, учитель начнет переделывать его «под себя». Может быть и другой вариант. Поработав по какому-то пособию (учебной программе), учитель придет к выводу, что для решения проблем пришедших к нему на курс учеников надо не переделывать имеющуюся программу, а создавать новую, свою. Что необходимо учитывать в этом случае, на что нельзя не обратить внимания?