Элективные курсы
МЕСТО ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ
Ан. Каспржак,
председатель Экспертного комитета Конкурса НФПК
Мировая система образования уже в который раз втягивается в эпоху перемен. Привычный учебный текст «на твердой основе» вытесняется дисплеем компьютера, в библиотеку приходит ИНТЕРНЕТ. Учитель, даже самый талантливый, играя привычную роль на традиционных уроках, просто не в силах конкурировать с мультимедиа и долби. Образ учителя — единственного источника знаний, учителя-поводыря уходит в историю. Можно долго, с надрывом, говорить о том, что учитель должен уметь и знать новое, но сохранить за ним прежнее место, думаю, не удастся уже никогда. И это не плохо или хорошо — это факт, историческая данность. Роль учителя в современном образовательном процессе существенно меняется.
Начался период поиска новых высот в образовании. Но ладно сбитый учебный план традиционной отечественной школы с его обязательными предметами, едиными программами и учениками места для нового не оставлял. Это очевидный, явный дефицит нашей школы. Ее выпускник никогда не имел, да и сейчас практически не имеет возможности свободного выбора своего образовательного пути. Ему отводилась пассивная роль послушного (или не слишком) исполнителя педагогического замысла, «объекта образования и воспитания». И только с реализацией идеи создания профильного образования на старшей ступени школы у всех нас появился шанс. В учебном плане старшего звена появилось «место, свободное от стандарта». Это — обязательные курсы по выбору, или элективные курсы. О тех задачах, которые, по мнению идеологов реформы, эти курсы могут решать; о том, как может выглядеть их программа, как подбирать учебные книги, что в них должно содержаться, и пойдет речь в этой статье.
Профильное образование и профильная школа
Прежде чем обсуждать содержательные, организационные и технологические проблемы, связанные с появлением в учебном плане школы элективных курсов, необходимо остановиться на некоторых основных положениях Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.
В самом начале этого документа говорится, что «...следует различать понятия "профильное обучение" и "профильная школа".
Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели».
В этих фразах сформулированы две очень важные мысли. Первая. Профильная школа — организм, который должен быть устроен так, чтобы ученик, находясь в нем, был максимально возможно успешен. Интересы ученика, устремленные к следующей ступени образования и/или профессиональной деятельности, должны не просто учитываться, а определять и содержание, и устройство школы.
И вторая. Профильная школа — лишь одна из форм реализации профильного обучения. Самая массовая, конечно же, но одна из нескольких возможных. Наличие профильной школы не отрицает иных путей получения молодым россиянином аттестата. Следовательно, с введением профильного обучения школа как институциональная форма в среднесрочной перспективе начнет конкурировать с экстернатом, дистанционным, семейным и другими формами образованием.
То есть, создавая проект старшей школы, каждый педагогический коллектив должен понимать, что реализуемая им образовательная программа призвана учитывать теперь не только интересы государства, но и профессиональных элит, вуза и самого старшеклассника.
Было бы неверно утверждать, что содержание базовых и профильных предметов не имеет личностной составляющей и поэтому эти предметы не могут быть интересны ученику. Но возможности учета интересов и запросов ученика (семьи) к результатам образования, которые достигаются за счет изучения элективных курсов, несравненно выше, чем у других составляющих образовательной программы. Это надо учитывать и автору программы (учебного пособия) по элективному курсу, и учителю, которому предстоит по ней (нему) работать. И еще три важных замечания.
1. Пройдет не так много времени, и образовательный стандарт претерпит существенные изменения. Произойдет то, о чем ученые, педагоги пока только говорят, — требования к уровню достижений ученика будут сформулированы не только как сумма знаний, но и набор умений. Причем, как показывает опыт развитых стран, умения станут первичными по отношению к совокупности знаний по тому или иному предмету (образовательной области). Профильная же школа будет отличаться от общеобразовательной тем, что она должна будет дать ученику возможность приобрести необходимый набор умений на том наборе учебных курсов (профиль), которые ученику ближе, интереснее. Причем содержание части этих учебных предметов будет задано стандартом профильного уровня, а вторая его часть (элективная) — станет предметом согласования между конкретным учителем и группой учеников.
2. В педагогических кругах часто доводится слышать, что мы имеем колоссальный опыт профильного обучения. Смею поставить под сомнение это утверждение. Действительно, следствием реформы 1966 г. в СССР появились классы и школы с углубленным изучением различных предметов; в 90-х гг. прошлого столетия — лицеи, гимназии, комплексы и т.д. Но необходимо учесть, что все они работали «на фоне» массовой общеобразовательной школы, т. е. имели возможность выбора ученика. Сегодня учителям кажется, что если вся старшая школа станет профильной, то и все ученики будут успешными. Думаю, что здесь наблюдается подмена желаемым действительного. Количество одаренных и мотивированных к учению подростков останется прежним. И нам, как это было и раньше, придется заинтересовывать учеников, агитировать их(в хорошем смысле этого слова) стать «физиками или лириками» красотой физического эксперимента или литературного текста. На элективном же курсе, где и народу поменьше, и обязательного учебника нет, — это сделать проще, легче, уместнее.
3. Вероятно, подавляющее большинство школ, изберут традиционную для России модель реализации профильного обучения, создав несколько классов, каждый определенного профиля. Очевидно и то, что чиновники «от образования» постараются не заметить, что следующие за Базисным учебным планом профильной школы реализации являются примерными. Но я верю и в то, что найдутся у нас в стране школы, директора которых, по тем или иным причинам, создадут иную модель старшей профильной школы. Найдя недостающие средства на оплату труда учителей, используя имеющиеся в школе и вне ее пределов кадры, они реализуют модель, при которой каждый ученик будет осваивать свою собственную образовательную программу (Образовательная программа здесь рассматривается как совокупность учебных). Это, вероятнее всего, произойдет в образовательных Центрах, сельских малокомплектных школах. Понятно, что в этом случае элективные курсы будут занимать еще более значимое место.
Заканчивая общие рассуждения, следует сказать, что включение в Базисный учебный план элективных курсов — • действие для российской школы инновационное. Они становятся тем местом к образовательном пространстве школы, которое может позволить:
• Министерству образования, педагогической науке — получить результаты, на основании которых можно сделать очередной шаг к созданию цивилизованного образовательного стандарта;
• Школе — вступить в диалог с семьей не только о качестве изучения их ребенком предложенного, предначертанного кем-то, но и о том, что и зачем, собственно, следует учить;
• Учителю — попробовать работать не так, как обы-шо.
• Старшекласснику, его семье — получить возможность «поучиться не для аттестата»....
Впрочем, все эти благие намерения могут и не сбыться, если мы не договоримся о некоторых общих для всех «правилах игры».