Элективные курсы в учебном плане
МЕСТО ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ
Ан. Каспржак,
председатель Экспертного комитета Конкурса НФПК
Мировая система образования уже в который раз втягивается в эпоху перемен. Привычный учебный текст «на твердой основе» вытесняется дисплеем компьютера, в библиотеку приходит ИНТЕРНЕТ. Учитель, даже самый талантливый, играя привычную роль на традиционных уроках, просто не в силах конкурировать с мультимедиа и долби. Образ учителя — единственного источника знаний, учителя-поводыря уходит в историю. Можно долго, с надрывом, говорить о том, что учитель должен уметь и знать новое, но сохранить за ним прежнее место, думаю, не удастся уже никогда. И это не плохо или хорошо — это факт, историческая данность. Роль учителя в современном образовательном процессе существенно меняется.
Начался период поиска новых высот в образовании. Но ладно сбитый учебный план традиционной отечественной школы с его обязательными предметами, едиными программами и учениками места для нового не оставлял. Это очевидный, явный дефицит нашей школы. Ее выпускник никогда не имел, да и сейчас практически не имеет возможности свободного выбора своего образовательного пути. Ему отводилась пассивная роль послушного (или не слишком) исполнителя педагогического замысла, «объекта образования и воспитания». И только с реализацией идеи создания профильного образования на старшей ступени школы у всех нас появился шанс. В учебном плане старшего звена появилось «место, свободное от стандарта». Это — обязательные курсы по выбору, или элективные курсы. О тех задачах, которые, по мнению идеологов реформы, эти курсы могут решать; о том, как может выглядеть их программа, как подбирать учебные книги, что в них должно содержаться, и пойдет речь в этой статье.
Профильное образование и профильная школа
Прежде чем обсуждать содержательные, организационные и технологические проблемы, связанные с появлением в учебном плане школы элективных курсов, необходимо остановиться на некоторых основных положениях Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования.
В самом начале этого документа говорится, что «...следует различать понятия "профильное обучение" и "профильная школа".
Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели».
В этих фразах сформулированы две очень важные мысли. Первая. Профильная школа — организм, который должен быть устроен так, чтобы ученик, находясь в нем, был максимально возможно успешен. Интересы ученика, устремленные к следующей ступени образования и/или профессиональной деятельности, должны не просто учитываться, а определять и содержание, и устройство школы.
И вторая. Профильная школа — лишь одна из форм реализации профильного обучения. Самая массовая, конечно же, но одна из нескольких возможных. Наличие профильной школы не отрицает иных путей получения молодым россиянином аттестата. Следовательно, с введением профильного обучения школа как институциональная форма в среднесрочной перспективе начнет конкурировать с экстернатом, дистанционным, семейным и другими формами образованием.
То есть, создавая проект старшей школы, каждый педагогический коллектив должен понимать, что реализуемая им образовательная программа призвана учитывать теперь не только интересы государства, но и профессиональных элит, вуза и самого старшеклассника.
Было бы неверно утверждать, что содержание базовых и профильных предметов не имеет личностной составляющей и поэтому эти предметы не могут быть интересны ученику. Но возможности учета интересов и запросов ученика (семьи) к результатам образования, которые достигаются за счет изучения элективных курсов, несравненно выше, чем у других составляющих образовательной программы. Это надо учитывать и автору программы (учебного пособия) по элективному курсу, и учителю, которому предстоит по ней (нему) работать. И еще три важных замечания.
1. Пройдет не так много времени, и образовательный стандарт претерпит существенные изменения. Произойдет то, о чем ученые, педагоги пока только говорят, — требования к уровню достижений ученика будут сформулированы не только как сумма знаний, но и набор умений. Причем, как показывает опыт развитых стран, умения станут первичными по отношению к совокупности знаний по тому или иному предмету (образовательной области). Профильная же школа будет отличаться от общеобразовательной тем, что она должна будет дать ученику возможность приобрести необходимый набор умений на том наборе учебных курсов (профиль), которые ученику ближе, интереснее. Причем содержание части этих учебных предметов будет задано стандартом профильного уровня, а вторая его часть (элективная) — станет предметом согласования между конкретным учителем и группой учеников.
2. В педагогических кругах часто доводится слышать, что мы имеем колоссальный опыт профильного обучения. Смею поставить под сомнение это утверждение. Действительно, следствием реформы 1966 г. в СССР появились классы и школы с углубленным изучением различных предметов; в 90-х гг. прошлого столетия — лицеи, гимназии, комплексы и т.д. Но необходимо учесть, что все они работали «на фоне» массовой общеобразовательной школы, т. е. имели возможность выбора ученика. Сегодня учителям кажется, что если вся старшая школа станет профильной, то и все ученики будут успешными. Думаю, что здесь наблюдается подмена желаемым действительного. Количество одаренных и мотивированных к учению подростков останется прежним. И нам, как это было и раньше, придется заинтересовывать учеников, агитировать их(в хорошем смысле этого слова) стать «физиками или лириками» красотой физического эксперимента или литературного текста. На элективном же курсе, где и народу поменьше, и обязательного учебника нет, — это сделать проще, легче, уместнее.
3. Вероятно, подавляющее большинство школ, изберут традиционную для России модель реализации профильного обучения, создав несколько классов, каждый определенного профиля. Очевидно и то, что чиновники «от образования» постараются не заметить, что следующие за Базисным учебным планом профильной школы реализации являются примерными. Но я верю и в то, что найдутся у нас в стране школы, директора которых, по тем или иным причинам, создадут иную модель старшей профильной школы. Найдя недостающие средства на оплату труда учителей, используя имеющиеся в школе и вне ее пределов кадры, они реализуют модель, при которой каждый ученик будет осваивать свою собственную образовательную программу (Образовательная программа здесь рассматривается как совокупность учебных). Это, вероятнее всего, произойдет в образовательных Центрах, сельских малокомплектных школах. Понятно, что в этом случае элективные курсы будут занимать еще более значимое место.
Заканчивая общие рассуждения, следует сказать, что включение в Базисный учебный план элективных курсов — • действие для российской школы инновационное. Они становятся тем местом к образовательном пространстве школы, которое может позволить:
• Министерству образования, педагогической науке — получить результаты, на основании которых можно сделать очередной шаг к созданию цивилизованного образовательного стандарта;
• Школе — вступить в диалог с семьей не только о качестве изучения их ребенком предложенного, предначертанного кем-то, но и о том, что и зачем, собственно, следует учить;
• Учителю — попробовать работать не так, как обы-шо.
• Старшекласснику, его семье — получить возможность «поучиться не для аттестата»....
Впрочем, все эти благие намерения могут и не сбыться, если мы не договоримся о некоторых общих для всех «правилах игры».
Хорошо представляю себе картину: учитель, которому навязали преподавание элективного курса, входит в класс и, «агитируя» подопечных, говорит о том, что на изучение истории (математики, биологии...) в учебном плане 10 класса отведено до смешного мало времени; что для того, чтобы достойно сдать экзамены, конечно же надо добавить часик; что содержание элективного курса удивительно интересно, но всем до очевидности ясно, что его надо отложить «до лучших времен» и заняться «делом».... Потом сообщает время и место встречи на «обязательном-элективном», добавляя при этом для убедительности, что те, кому эта встреча покажется ненужной, на хорошую отметку по его предмету могут не рассчитывать. Так бывало на «обязательных факультативах», так может произойти и с элективными курсами. Для того чтобы так не случилось, мы обсудим сначала, какие образовательные задачи могут быть решены элективными курсами.
Начнем с того, что право принятия учеником ответственного решения — мощнейший педагогический ресурс. Сама возможность такого выбора ставит ученика перед необходимостью принятия ответственного решения. Для того чтобы выбрать что-то, от чего-то необходимо отказаться, т. е. надо решить проблему. Это означает, что надо оценить, что именно, для чего и с чьей помощью следует изучать. У классного руководителя, учителя, ученика, родителя, психолога появляется предмет переговоров, который касается содержания образования, и уже только из-за этого стоит вводить в учебный план школы курсы по выбору.
Но в рамках реализации концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования элективные курсы вводились не с этой целью. По замыслу идеологов реформы,, кроме решения основной проблемы — обучения ученика делать ответственный выбор ( а учится выбирать, можно только выбирая на самом деле) — элективные курсы должны помочь в решении двух важнейших задач.
Первая из них — создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него,
Думаю, не надо доказывать, что выбор 15-летним человеком жизненного пути и связанный с этим выбор профиля учения очень часто является не окончательным. Чаще всего в этом возрасте школьник точно знает то, что ему не нравится, чем он почти наверняка заниматься не будет. Ответить же на вопрос относительно того, чем, собственно, он хочет заниматься в жизни, он не может — он просто никогда не пробовал (не имел возможности) серьезно заняться гуманитарными науками или, например, лингвистикой. Юноше или девушке кажется, что если он любит читать, то это означает, что карьера филолога ему подходит; если у него пятерка по математике, то надо поступать на механико-математический факультет университета и т.д. и т.п. Одним словом, он не только не ответил, но даже не сформулировал для себя два ключевых вопроса, которые должны стоять перед ним в старшей школе: «Могу ли?» и «Хочу ли?» заниматься тем или другим делом. Причем именно от сочетания утвердительных и отрицательных ответов на эти вопросы и зависит выбор жизненного пути. В школе мы сталкивались как с вариантом, когда старшеклассники, которые многое могут и даже хорошо учатся, ничего не хотят, так и с обратным и промежуточными вариантами. Нам, учителям, ясно, что любовь к чтению исторических романов никак не связана с успешностью в исторических науках, а интерес к пиротехническим эффектам — это еше не любовь к химии. На уроках же по общеобразовательным и профильным предметам мы вынуждены ежечасно доводить до сведения ученика «новый материал» и.... Одним словом, времени на то, чтобы познакомить подростка со спецификой деятельности исследователя или организатора производства, физика или историка, у нас просто пег. Некогда нам «до одури» повторять один и тот же эксперимент, обсуждая — почему, собственно, он не получился; некогда сходить в архив или почитать друг другу стихи. Одним словом, не было у нашего ученика в учебном плане места для проб и ошибок. Этим местом могут и должны стать элективные курсы определенного вида. Этот вид элективных курсов мы условно назвали «пробные».
Аналогом пробных элективных курсов можно считать ту часть прежних факультативов, программы которых были ориентированы на знакомство с видами деятельности, характерными для человека, работающего в той или иной образовательной области. Разница состоит лишь в том, что факультативы изучались не всеми и после уроков, а элективные курсы для всех (какие-то элективные курсы должен выбрать каждый старшеклассник) и являются они составной частью индивидуального учебного плана ученика.
Итак, программами, учебными пособиями по курсам этого вида (наряду со специально созданными) могут стать программы и учебные пособия, разработанные для факультативных занятий.
Вторая задача — помочь старшекласснику, совершившему первоначальный выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней.
Предположим, ученик утвердился во мнении, что он должен осваивать программу филологического класса. Но кем он будет — журналистом, литературным критиком или корректором, он пока не решил. Для подобного решения у него нет пока оснований, реального опыта для рефлексии. В решении этой проблемы также могут помочь элективные курсы, но несколько другие, чем те, о которых мы говорили выше. Элективные курсы данного вида мы назвали «ориентационными».
Думается, что содержание и способы' работу творческого кружка» Но не танцев и драматической студии, а астрономии, журналистики, практического стихосложения и т.д. Программы этих курсов должны иметь больше «свободы», учитель должен будет корректировать программу (может быть, на каждом уроке), реагируя на интерес группы учеников или каждого ученика в отдельности. Написал ученик удачное эссе, сочинил стихотворение, принес в класс модель вечного двигателя, и учитель обязан остановиться, выслушать, обсудить.
Понятно, что такая «ситуативная» образовательная технология не слишком близка российскому учителю. Гораздо легче начинать урок, зная, чем его надо закончить. Но осваивать подобный способ работы надо, если мы хотим помочь старшекласснику не только получить аттестат, но и найти свое место в жизни.
Сложности возникнут и с подбором учебной литературы. Вероятно, ее роль смогут исполнить научно-популярные издания, справочники, отдельные главы учебных пособий для школ с углубленным изучением того или иного предмета, в отдельных случаях — для профессиональной школы.
В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что вышеприведенное деление элективных курсов на виды весьма условно. На практике решаемые элективными курсами задачи будут пересекаться. Но! При составлении школой учебного плана, определений необходимого набора курсов (создания «поля выбора») без понимания того — кому. какой и зачем элективный курс может быть нужен, без этого условного деления обойтись вряд ли удастся.
Скрытые задачи, решаемые элективными курсами, или на пути к освоению современных образовательных технологий
Основное возражение, которое приходится слышать от оппонентов, противников траты времени «на пустяки», можно сформулировать примерно так: «Своими элективными курсами вы отнимаете время у ученика и учителя на подготовку к экзаменам. Учебные программы (стандарты) сегодня таковы, что времени на их освоение и так не хватает, а вы... ». Думаю, что доля истины в этих монологах (нас оппоненты не слышат, так как не слушают) есть. Стандарты (все имеющиеся их проекты), программы действительно перегружены; задачи (требования к уровню достижений выпускников) не конкретизированы и потому не выполнимы. И это все происходит на фоне так и не произошедшего в умах учителей осознания утопичности идеи передачи ученику «всего опыта, накопленного человечеством». Многие учителя продолжают считать, что требования «полноты» содержания учебного предмета по отношению к одноименной науке — благо. Попробуем вступить с этими учителями в полемику.
Тезис первый. Ученику действительно надо предоставить возможность подготовиться к экзамену, оснастить всем тем, что поможет ему надлежащим образом «пройти» выпускные и вступительные испытания. Но только ли знания и предметные умения помогут ему это сделать? Разве не важно то, как он будет излагать материал, содержащийся в билете, реагировать на вопросы, вести диалог? А есть ли у учителя достаточный ресурс времени на отработку этих составляющих успеха на уроке по общеобразовательному или профильному предмету? Ответ однозначен — нет. Значит, нужно найти в учебном плане место, где решение данного набора задач будет доминировать. Решить эти задачи мы и предлагаем на элективных курсах. .
Тезис второй. Для успешной сдачи экзамена ученик должен уметь самостоятельно_ра6отать с: источниками, уметь искать необработанную специально (как в учебнике) информацию, "использовать при решении учебных задач свои собственный жизненный опыт. Понятно, что в решении этой задачи учебник, жесткая учебная программа не всегда помогают. Да и учебная группа в 25—30 человек этому не способствует. Значит, и здесь могут выручить элективные курсы, занятия по которым будут организованы в малых группах и проходить в лаборатории, библиотеке, информационном центре.
Тезис третий. Мотивация к изучению того или иного предмета возникает у ученика через успех. Нравится обычно то, что получается. Но ведь успешны на уроке далеко не все. У части учеников вырабатывается привычка быть неуспешным, у кого-то возникает страх получить двойку, тройку. Элективные же курсы могут и должны стать тем местом, где ученик не боится получить плохую оценку, «не попасть в ответ». Он начинает свободно высказывать свои мысли, раскрепощается, приобретает опыт успешного ученичества. Повышается эффективность работы ученика (учителя) на обязательных для изучения курсах.
И, наконец, еще один возможный тезис. Не успешность ученика вызвана стойким конфликтом с единственным учителем данного предмета, у которого есть свое понимание блага для ученика («я ему желаю добра, готовлю его к экзаменам» и т.п.). Вырваться из-под диктата сильного предметника традиционного типа путем самостоятельного выполнения какой-то задачи (проекта, набора задач или опытов, списка обязательных творческих работ, изученных источников и т.п.) можно через индивидуальный учебный план на курсе по выбору.
Конечно, нарисованная выше картина во многом идеальна, на практике все будет не совсем так, но влиять на мотивацию к учению по традиционным предметам элективные курсы безусловно будут. Подобные эффекты наблюдаются в тех школах, которые давно ввели элективные курсы в учебные планы.
Сформулированные выше тезисы позволяют сделать и еще один вы-водЛ1ри правильных действиях школьной администрации с введением в учебный план школы элективных курсов учителя будут поставлены перед необходимостью осваивать современные образовательные технологии. Эти технологии будут распространяться и на обязательные для изучения предметы, что окажется весьма значимым для изменения в целом ситуации в школе.
Любой элективный курс – авторский
Как уже говорилось, основой для работы учителя, ведущего курс по выбору, могут стать программы факультативных курсов, разнообразные учебные пособия. Даже если учителю повезет, и он купит специально созданный под элективный курс учебно-методический комплект, то трудно предположить, что он может его целиком использовать. Ведь учитель будет вносить в программу изменения, связанные с уровнем подготовленности конкретных учеников, которые избрали данный курс (выбирают-то ученики); с наличием тех или иных средств обучения в школе; с личными интересами, уровнем подготовки учителя и т.д. Это означает, что, взяв программу и/или учебное пособие, учитель начнет переделывать его «под себя». Может быть и другой вариант. Поработав по какому-то пособию (учебной программе), учитель придет к выводу, что для решения проблем пришедших к нему на курс учеников надо не переделывать имеющуюся программу, а создавать новую, свою. Что необходимо учитывать в этом случае, на что нельзя не обратить внимания?
СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Содержание программы курса по выбору, прежде всего, зависит от особенностей набора профилей на третьей ступени обучения в данной школе и состава учащихся (количество, уровень предшествующей подготовки, половой состав и т.п.). Часто бывает так, что в одной группе нужно, например, ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учеников, а в другой — научить их решать задачи повышенного уровня сложности. Но какие бы задачи ни ставил перед собой учитель, он не может не помнить о необходимости соблюдения следующих условий (в некоторых из них кратко повторены позиции, сформулированные выше):
• Курс должен быть построен так, чтобы он позволял в полной мере использовать активные формы организации занятий, информационные, проектные формы работы. В противном случае и «ликвидация пробелов» и «углубленная подготовка» переродятся во вполне традиционное натаскивание.
• Содержание курса, форма его организации должны помогать ученику через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («Я учусь в социально-гуманитарном классе не потому, что не нашел в себе силы выучить таблицу умножения, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет»).
• Отбирая содержание, учитель (автор программы, учебника) должен ответить на вопросы: «Почему ученик выберет именно этот курс, а не другой? Чем он будет ему полезен, интересен?».
• Элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации («Пойду на социально-гуманитарный профиль, потому что мне интересно то-то и то-то, у меня хорошо получается то-то»). Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?». Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием может не позволить ученику ответить на главные вопросы. В связи с этим вполне возможна, на наш взгляд, ситуация, когда не весь объем содержания элективного курса является строго обязательным. Может быть, какой-то его объем минимально необходим, а все остальное — «по потребностям». Доминанта умений и позитивного опыта может быть обеспечена на любом завершенном содержательном модуле или блоке. Возможен и такой вариант, при котором ученик может выполнить обязательный набор заданий на одной содержательной теме.
• Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т.д.), т. е. повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, пути (направления) получения им образования в профессиональной школе (прежде всего, высшей). Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность — работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.).
• Курсы (по возможности) должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить «монополию учителя на информацию».
• Содержание элективных курсов не должно дублировать содержание предметов, обязательных для изучения.
• Если автор относит (условно) свой курс к ориентирующим, он должен так построить учебную программу, чтобы ученик мог получить
представление о характере профессиональной деятельности (юрист, экономист, журналист, зоотехник и т.д.).
• Хорошо, если программа курса состоит из ряда законченных модулей. Это позволит ученику, в том случае, если он понял, что его выбор ошибочен, пойти в следующей четверти (полугодии) на занятия
по другому курсу.
Отобранное содержание должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям старшеклассников, а с другой — предоставляя ученику возможный опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.
Содержание курса может представлять собой:
• расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового курса («Механика», «Международные отношения», «Океаны» и т.д.);
• введение в одну из «сопутствующих» данному предмету наук профессий (астрономия, археология, журналистика и т.д.);
• отдельные фрагменты из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения («Естествознание», например) или освоение определенного вида деятельности («Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источниками информации»).
ВОПРОСЫ АВТОРУ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Представленные в данном сборнике программы не покрывают всего спектра возможностей элективных курсов. Это, в частности, означает, что каждый учитель на базе представленной программы будет разрабатывать свою, исходя из запроса данной школы, ее учеников. То есть, каждого читателя сборника мы рассматриваем как потенциального автора (соавтора) программы, представленной в сборнике. Именно поэтому мы позволим себе дать ему некоторые предварительные рекомендации.
Прежде чем приступить к составлению программы элективного курса, педагогу полезно ответить на вопросы:
• На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи профильной подготовки (помочь ученику сориентироваться в выборе пути продолжения образования и/или профессиональной деятельности, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)?
• Чем содержание курса будет качественно отличаться от обязательного для изучения курса (оно вообще не представлено в общеобразовательном или профильном предмете; оно представлено «вскользь», о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т.п.)?
• Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)?
• Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?
• Какие виды работ могут и должны выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем учении, профессиональной деятельности?
• Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу?
• Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса?
• Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности?
Ответив на данные вопросы, учитель фактически подготовится к составлению пояснительной записки к программе. Далее останется записать свои ответы, отредактировать свои записи и приложить к ним календарное планирование.
Организация работы элективных курсов в школе
Педагогические эффекты от появления элективных курсов в учебном плане школы могут быть существенно усилены, если администрация точно определит их место в образовательном пространстве учреждения, уделит внимание их ресурсному (в первую очередь, кадровому) обеспечению.
КТО ДОЛЖЕН ВЕСТИ ЗАНЯТИЯ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ КУРСАМ
При подборе учителя для работы на элективном курсе администрация должна учесть несколько соображений.
а)3анятия на элективных курсах могут позволить старшекласснику проверить правильность сделанного выбора (профиля обучения), который в значительной степени определят образовательные перспективы выпускника средней школы.
Дело в том, что выбор или отказ от профиля обучения в старшей школе на практике во многом определяется характером сложившихся взаимоотношений между конкретным учеником и учителем-предметником. Следствием, монополии учителя на предмет является то, что в гуманитарных, например, классах учатся не последователи Пушкина и Карамзина, а ученики, «обиженные учителем математики». Отсюда — простое правило. Надо постараться так распределить нагрузку, чтобы один учитель вел общеобразовательный предмет, другой — элективный, принадлежащий той же образовательной области. Понятно, что так может получиться далеко не всегда (в школе всего один естественник), но
стремиться к подобному решению вопроса надо. Следует понимать, что, вводя в процесс преподавания какого-либо предмета несколько человек, школа, кроме решения вышеупомянутой проблемы, создаст:
• Команду предметников, которые работают в одних и тех же классах с одними и теми же учениками. Это, во-первых, открывает возможности для совместного творчества; во-вторых, создает ситуацию здоровой конкуренции между педагогами (все учителя хотят быть уважаемыми, любимыми); в-третьих, позволяет ученику услышать разные трактовки одних и тех же понятий, ответить на одни и те же, но по-разному сформулированные (разными словами высказанные) вопросы.
• Ограничивает возможность использования учителями элективных курсов не по назначению, как дополнительных занятий по предмету (надо договариваться с учителем-партнером, завучем и т.д.).
б) Через вовлечение в преподавание элективных курсов родителей, педагогов дополнительного образования, учебно-производственных комбинатов, студентов и т.д. школа может пополниться весьма перспективными преподавателями. Все эти люди, приходя в школу под интересную идею (сделать свое хобби работой по совместительству), могут, начав работать на элективных курсах, задержаться в школе, стать через какое-то время основными ее преподавателями.
в)Преподавание элективных курсов имеет существенную специфику. «Крепкому» традиционному учителю («дающему хорошие результаты») тяжело сделать над собой усилие и перестать требовать от ученика точного воспроизведения всего того, что им было сказано на предыдущем уроке. Но в каждой школе есть люди, может быть «не столь успешные», но творческие. У них бывают проблемы с дисциплиной, они любят и умеют работать индивидуально. Для таких педагогов элективные курсы являются тем новым местом в школе, работа в котором может изменить их статус.
Наличие элективных курсов в учебном плане легализует пребывание в школе столь нужных подросткам увлеченных чем-то чудаков, место которых ранее было лишь на секциях, в кружках. Многие десятилетия в отечественных школах руководители этих клубов по интересам, исполняя главную мотивационную партию (очень часто ученик готов ходить в школу и «терпеть» уроки из-за волейбольной секции или драматической студии) и выполняя значительную часть воспитательной работы, были «на вторых ролях». С появлением в школе элективных курсов соотношение сил в педагогическом коллективе может измениться.
С необходимостью устранения дефицита кадров связаны и такие решения, как создание муниципальных образовательных сетей. Например, проведение элективных курсов по астрономии в педагогическом университете или дворце творчества, если там есть кадры соответствующей квалификации и современные средства обучения (обсерватория, планетарий и т.д.), для учащихся 5—7 близлежащих школ. Понятно, что подобные варианты расширения образовательного поля ученика достаточно сложны: необходимо решать вопросы, связанные с поисками механизмов оплаты преподавателей, работающих с учениками сразу нескольких школ, согласования расписаний, перемещения старшеклассников и т.д. Но тем не менее на такие варианты объединений усилий целой группы учреждений для обеспечения качества образовательной услуги, предоставляемой ученику на элективном курсе, идти, в отдельных случаях, надо.
И еще одно замечание. Вероятно, на первом этапе руководителям школ не следует надеяться на то, что учителя будут «драться» за право вести элективные курсы. Новые технологии, отсутствие учебника, много времени на подготовку... Следует задуматься над вариантами стимулирования учителя к этому виду работы. Администрация может предусмотреть возможность доплаты за работу на элективных курсах (внебюджетные средства, часы, выделенные на методическую работу) и/или ввести новый критерий для осуществления процедуры аттестации.
МЕСТО ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ШКОЛЬНОМ РАСПИСАНИИ
Время, отводимое школой (завучем) на изучение того или иного предмета как в течение дня, так и во время недели, показывает ученику действительное отношение к нему руководства. Можно сколь угодно долго говорить на педагогических советах и родительских собраниях о важности предметов образовательной области «Естествознание» в лингвистической гимназии, но если химия оказывается в расписании на первом или последнем уроках и по субботам, а иностранный язык всегда в середине дня и недели, то родителям становится все ясно. То же и с элективными курсами. Поставим их на первые и последние уроки или сконцентрируем в субботу — намекнем всем на необязательность, второстепенность курсов.
Практика работы школ показывает, что одним из наиболее удачных решений является вариант, при котором все элективные курсы концентрируются на один день в середине недели. Это, с одной стороны, позволяет решить массу организационных вопросов (расписание, перемещение, помещение и т.д.), а с другой — позволяет замученному подготовкой к вступительным и выпускным экзаменам (именно в этой последовательности) старшекласснику сменить в середине недели вид учебной работы, отдохнуть от пресса отметки
Элективные курсы создают предпосылки и для того, чтобы мы начали пробовать варианты иного, нежели «по классам», способа организации учеников в школе.
Если руководство образовательного учреждения принимает решение о том, что элективные курсы будут проходить внутри школы, то эти курсы могут «принадлежать» или параллели, или ступени школы. И тот, 80
и другой вариант имеет право на существование. Оба они позволяют собрать вместе учеников в группы по интересам, сделав их не такими малочисленными; расширить образовательные горизонты ученика внутри школы, дать ему новые ориентиры для самооценки; дать учителю возможность организовать работу разновозрастных групп и т.д. и т.п.
Введение в практику работы подобных новшеств, рефлексия результатов, не могут не повлиять на отношение учителей к отличным от традиционных для российских школ способам организации образовательного процесса.
Еще раз об образовательных технологиях
Как уже говорилось выше, применяемые учителем на курсах по выбору образовательные технологии должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему быть успешным на следующей ступени обучения или послешкольной профессиональной деятельности (ведения самостоятельно учебного исследования, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы во время дискуссии и т.д.). Но не только на это следует обратить внимание автору учебной программы элективного курса, учителю, который ведет занятия.
Наиболее сложным, не имеющим однозначного ответа, является вопрос об оценке уровня достижений учащихся. Совершенно ясно, что поставить банальную двойку за работу по курсу, который ученик избрал по собственной инициативе, нельзя. Да и проведение традиционной контрольной не слишком вяжется с задачами курса. И вообще, об оценке или отметке здесь следует говорить? Если речь идет о создании на занятиях ситуации, способствующей возникновению у школьника мотивации к учению, то учительская отметка, занесенная в журнал, здесь неуместна. Вероятно, наиболее действенным «оружием» будет являться оценка сделанного, созданного учеником. «Продукт» (установка, текст и т.д.) должен быть представлен на суд его же коллег-старшеклассников, оценен ими. Уровень же успешности будет определяться, с одной стороны, «реакцией публики» (подобно тому, как по уровню аплодисментов определяют успех спектакля), а с другой — широтой «публикации» наработанного. Эссе одного старшеклассника будет опубликовано в школьной газете; научный доклад другого — представлен на районный конкурс научных работ; остальные работы обсуждены в классе. Учителя, администратора не должно «напрягать» то, что в журнале нет традиционной отметки по предмету. Администраторам, учителям надо помнить, что элективные курсы относятся к школьному компоненту учебного плана. Это означает, что содержание и правила его освоения (включая определение форм отчетности) школа устанавливает самостоятельно
Элективные курсы в учебном плане основной школы
Реализация идеи обязательной профильности старшей ступени ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора. Этот выбор подросток должен совершить и в отношении «...индивидуальной образовательной (или профессиональной, если основная школа становится последним этапом школьного образования) траектории...», и, в какой-то степени, относительно предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Множественность ситуации выбора расширится в том случае, если старшая школа, которая будет продолжать обмениваться обучающимися с начальной профессиональной, сама, что весьма вероятно, разделится на традиционную (много и однопрофильные) и академическую (гимназии и лицеи). Возникает еще одно поле выбора — выбор вида дальнейшей деятельности: интеллектуальная, организаторская и т.д.
Следует заметить, что выбор учеником образовательной программы того или иного профиля » старшей школе сегодня в большинстве случаев носит случайный характер. Определяющими факторами обычно становятся семейные традиции, рекомендации соседей, друзей, «уход» от конфликтной ситуации с учителем в якобы любимый профиль и т.д. Результат — необходимость смены профиля, уход «в никуда» и пр.
Простое сопоставление количества учащихся, поступивших в 10 классы и затем переведенных в 11, показывает, что более 5% учащихся покидают школу. Одна из главных причин — неподготовленность ученика к освоению образовательных программ старшей школы.
Условиями решения этой задачи, является, с одной стороны, «...построение школы на принципе множественности видов деятельности ребенка...», а с другой — «...установление разумных ограничений или пределов свободы при осуществлении самоопределения». Это противоречие и определяет структуру настоящего раздела концепции: сначала необходимо сформулировать условия достижения цели (способность осознанно совершить выбор); затем — описать ограничения и риски, которые возникают в основной школе вследствие расширения поля свободы.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предполагает создание в основной школе условий, позволяющих ученику совершить ответственный и осознанный выбор «.. .в отношении профилирующего направления собственной деятельности».
Предварительные результаты обсуждения в субъектах РФ Концепции показывают, что 89% респондентов признали необходимость организации предпрофильной ориентации учащихся выпускного класса средней школы.
ВРЕМЕННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Временные ресурсы на организацию элективных курсов в основной школе определяет Базисный учебный план (учитывая, что экспериментальные Базисные учебные планы превышают по объему вариативный компонент БУП-98, мы рассматриваем его как «нижнюю планку).
Курсыповыбору, вариативного компонента (при 5-дневной неделе — 2 часа в неделю; при 6-дневной неделе — 5 часов)
5-дневка Вариант |
Часоввгод |
Продолжительностькурса, ч |
|
|
|
14 (одначетверть) |
28 (полугодие) |
|
|
Количествокурсоввгод |
|
2 |
68 |
4 |
2 |
|
|
|
|
6-дневка Вариант |
Часоввгод |
Продолжительностькурса, ч |
|
|
|
14 (одначетверть) |
28 (полугодие) |
|
|
Количествокурсоввгод |
|
5 |
170 |
12 |
6 |
Курсы по выбору для реализации возможностей профильного самоопределения должны соответствовать следующим требованиям:
• Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть избыточным.
• Необходимо создать такие условия в организации учебного процесса, которые позволяли бы ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год.
• Содержание курсов по выбору должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомящую учеников со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.
• В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности содержание курсов по выбору может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы (история науки и техники, астрофизика, элементы математической статистики, различного рода практикумы и т.д.).
Курсы по выбору за счет часов вариативного компонента в сочетании с частичным использованием часов образовательной области «Технология»
В дополнение к возможностям изложенного выше варианта допустимо использование часов из образовательной области «Технология». Данное предложение вызвано тем, что в значительной части школ либо отсутствует необходимая материальная база для реализации этого курса, либо она не соответствует современным требованиям.
При этом варианте образовательный стандарт по технологии может быть освоен учащимися до 8 класса включительно, а далее этот временной ресурс отводится на профессиональную ориентацию и курсы по выбору предпрофильной направленности.
Целесообразно сохранить деление классов на подгруппы при использовании часов образовательной области «Технология» для организации курсов по выбору.
Таким образом, компоновка вариативной части учебного плана может выглядеть следующим образом.
5-дневка Вариант |
Часоввгод |
Продолжительностькурса, ч |
|
14 |
28 |
||
Максимальновозможное количествокурсоввгод |
|||
5 (+3 дляделения наподгруппы) |
140 |
10 |
5 |
6-дневка Вариант |
Часоввгод |
Продолжительностькурса, ч |
|
14 |
28 |
||
Максимальновозможное количествокурсоввгод |
|||
8 (+3 дляделения наподгруппы) |
272 |
19 |
9 |
В этих таблицах приводится:
• Вариант полного использования часов образовательной области «Технология» в 9 классе. В зависимости от конкретной ситуации, сложившейся в образовательном учреждении, возможно частичное использование этого ресурса.
• Расчет, исходящий из предположения, что школа избрала варианты 2-часовых четвертных или полугодовых элективных курсов. Не исключаются и программы, основанные на одночасовых вариантах (в неделю), а также сочетание курсов различного формата (недельная нагрузка, продолжительность) в учебном плане школы.
ВОЗМОЖНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
• Предусмотреть возможность деления класса на подгруппы, при организации занятий по курсам предпрофильной подготовки. Это позволит индивидуализировать процесс обучения, активно применять проектные и исследовательские формы, реализовывать деятельностный подход.
• При возможности привлекать к преподаванию курсов профильной подготовки в 9 классах работников профессиональной школы, науки, производства и других сфер деятельности.
• Использовать ресурсы дополнительного образования школы и муниципальной системы для организации кружков, клубов, студий и пр. в целях профессиональной ориентации школьников, «приближения» их к возможному выбору профиля, удовлетворения познавательных интересов.
• Использовать современные телекоммуникационные возможности, которые появляются благодаря реализации Федеральной программы информатизации школ (Интернет-технологии, CD-диски, дистанционные формы и т.д.).
ПРОГРАММЫ, УЧЕБНЫЕ КНИГИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Значительная часть программ (учебных пособий) по элективным кур-/ сам, разработанных для старшей профильной школы, являются вполне применимыми и в основной школе. При этом, конечно же, учителю придется сделать некоторые сокращения материала, упростить проверочные процедуры и т.д. Но создание для предпрофильной подготовки специальных программ, учебных пособий вряд ли является первоочередной задачей.
В заключение разговора о подготовке выпускника основной школы к« выбору профиля в старшей школе следует сказать, что, конечно же, эту работу надо вести не только в выпускном классе. Создать условия, при которых ученик научится принимать решения, от чего-то отказываясь, можно только перестроив организацию образовательного процесса во всей основной и, быть может, начальной школе, но..., ведь надо же начинать с чего-то.
* * *
Все вышеизложенное определило структуру настоящего сборника. Каждый его раздел представлен отдельной брошюрой, содержание которой составляют материалы и программы элективных курсов по одной из образовательных областей: «Математика», «Филология», «Обществознание», «Естествознание», «Информатика», «Технология».
Каждый раздел предваряется короткими замечаниями, в которых кто-то из экспертов останавливается на обсуждении специфики содержания и способов преподавания элективных курсов, относящихся к той или иной образовательной области; затем 2—3 курса представляются с подробными пояснениями; заключают раздел краткие программы.
Мы надеемся, что представленные в сборнике материалы помогут руководителям школ, учителям-практикам начать работу, направленную на конкретизацию задач элективных курсов в учебных планах старшей и основной школы, совершенствование их содержания, освоение учителями эффективных, современных образовательных технологий.