Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Куйтунский район, п. Харик, улица Ленина, 14
Телефон: 8 (395)-369-41-78
Главная / Учителям /Элективные курсы в учебном плане

Элективные курсы в учебном плане

Элективные курсы

МЕСТО ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

 

Ан. Каспржак,

председатель Экспертного комитета Конкурса НФПК

Мировая система образования уже в который раз втягивается в эпоху перемен. Привычный учебный текст «на твердой основе» вытесняется дисплеем компьютера, в библиотеку приходит ИНТЕР­НЕТ. Учитель, даже самый талантливый, играя привычную роль на традиционных уроках, просто не в силах конкурировать с мульти­медиа и долби. Образ учителя — единственного источника знаний, учителя-поводыря уходит в историю. Можно долго, с надрывом, говорить о том, что учитель должен уметь и знать новое, но сохра­нить за ним прежнее место, думаю, не удастся уже никогда. И это не плохо или хорошо — это факт, историческая данность. Роль учителя в современном образовательном процессе существенно меняется.

Начался период поиска новых высот в образовании. Но ладно сбитый учебный план традиционной отечественной школы с его обязательными пред­метами, едиными программами и учениками места для нового не оставлял. Это очевидный, явный дефицит нашей школы. Ее выпускник никогда не имел, да и сейчас практически не имеет возможности свободного выбора своего образовательного пути. Ему отводилась пассивная роль послушного (или не слишком) исполнителя педагогического замысла, «объекта образования и вос­питания». И только с реализацией идеи создания профильного образования на старшей ступени школы у всех нас появился шанс. В учебном плане стар­шего звена появилось «место, свободное от стандарта». Это — обязательные курсы по выбору, или элективные курсы. О тех задачах, которые, по мнению идеологов реформы, эти курсы могут решать; о том, как может выглядеть их программа, как подбирать учебные книги, что в них должно содержаться, и пойдет речь в этой статье.

Профильное образование и профильная школа

Прежде чем обсуждать содержательные, организационные и техно­логические проблемы, связанные с появлением в учебном плане школы элективных курсов, необходимо остановиться на некоторых основных положениях Концепции профильного обучения на старшей ступени об­щего образования.

В самом начале этого документа говорится, что «...следует разли­чать понятия "профильное обучение" и "профильная школа".

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуали­зации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать инте­ресы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обуче­ния старшеклассников в соответствии с их профессиональными интере­сами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели».

В этих фразах сформулированы две очень важные мысли. Первая. Профильная школа — организм, который должен быть устроен так, что­бы ученик, находясь в нем, был максимально возможно успешен. Инте­ресы ученика, устремленные к следующей ступени образования и/или про­фессиональной деятельности, должны не просто учитываться, а определять и содержание, и устройство школы.

И вторая. Профильная школа — лишь одна из форм реализации профильного обучения. Самая массовая, конечно же, но одна из несколь­ких возможных. Наличие профильной школы не отрицает иных путей получения молодым россиянином аттестата. Следовательно, с введением профильного обучения школа как институциональная форма в средне­срочной перспективе начнет конкурировать с экстернатом, дистанцион­ным, семейным и другими формами образованием.

То есть, создавая проект старшей школы, каждый педагогический коллектив должен понимать, что реализуемая им образовательная про­грамма призвана учитывать теперь не только интересы государства, но и профессиональных элит, вуза и самого старшеклассника.

Было бы неверно утверждать, что содержание базовых и профиль­ных предметов не имеет личностной составляющей и поэтому эти пред­меты не могут быть интересны ученику. Но возможности учета интере­сов и запросов ученика (семьи) к результатам образования, которые достигаются за счет изучения элективных курсов, несравненно выше, чем у других составляющих образовательной программы. Это надо учиты­вать и автору программы (учебного пособия) по элективному курсу, и учителю, которому предстоит по ней (нему) работать. И еще три важных замечания.

1. Пройдет не так много времени, и образовательный стандарт пре­терпит существенные изменения. Произойдет то, о чем ученые, педагоги пока только говорят, — требования к уровню достижений ученика будут сформулированы не только как сумма знаний, но и набор умений. При­чем, как показывает опыт развитых стран, умения станут первичными по отношению к совокупности знаний по тому или иному предмету (обра­зовательной области). Профильная же школа будет отличаться от обще­образовательной тем, что она должна будет дать ученику возможность приобрести необходимый набор умений на том наборе учебных курсов (профиль), которые ученику ближе, интереснее. Причем содержание ча­сти этих учебных предметов будет задано стандартом профильного уров­ня, а вторая его часть (элективная) — станет предметом согласования между конкретным учителем и группой учеников.

2. В педагогических кругах часто доводится слышать, что мы имеем колоссальный опыт профильного обучения. Смею поставить под сомне­ние это утверждение. Действительно, следствием реформы 1966 г. в СССР появились классы и школы с углубленным изучением различных предме­тов; в 90-х гг. прошлого столетия — лицеи, гимназии, комплексы и т.д. Но необходимо учесть, что все они работали «на фоне» массовой обще­образовательной школы, т. е. имели возможность выбора ученика. Се­годня учителям кажется, что если вся старшая школа станет профильной, то и все ученики будут успешными. Думаю, что здесь наблюдается под­мена желаемым действительного. Количество одаренных и мотивирован­ных к учению подростков останется прежним. И нам, как это было и раньше, придется заинтересовывать учеников, агитировать их(в хоро­шем смысле этого слова) стать «физиками или лириками» красотой фи­зического эксперимента или литературного текста. На элективном же курсе, где и народу поменьше, и обязательного учебника нет, — это сде­лать проще, легче, уместнее.

3.   Вероятно, подавляющее большинство школ, изберут традицион­ную для России модель реализации профильного обучения, создав не­сколько классов, каждый определенного профиля. Очевидно и то, что чиновники «от образования» постараются не заметить, что следующие за Базисным учебным планом профильной школы реализации являются примерными. Но я верю и в то, что найдутся у нас в стране школы, директора которых, по тем или иным причинам, созда­дут иную модель старшей профильной школы. Найдя недостающие сред­ства на оплату труда учителей, используя имеющиеся в школе и вне ее пределов кадры, они реализуют модель, при которой каждый ученик будет осваивать свою собственную образовательную программу (Образовательная программа здесь рассматривается как совокупность учебных). Это, вероят­нее всего, произойдет в образовательных Центрах, сельских малокомп­лектных школах. Понятно, что в этом случае элективные курсы будут занимать еще более значимое место.

Заканчивая общие рассуждения, следует сказать, что включение в Базисный учебный план элективных курсов — • действие для российской школы инновационное. Они становятся тем местом к образовательном пространстве школы, которое может позволить:

•  Министерству образования, педагогической науке — получить ре­зультаты, на основании которых можно сделать очередной шаг к созда­нию цивилизованного образовательного стандарта;

•  Школе — вступить в диалог с семьей не только о качестве изуче­ния их ребенком предложенного, предначертанного кем-то, но и о том, что и зачем, собственно, следует учить;

•  Учителю — попробовать работать не так, как обы-шо.

• Старшекласснику, его семье — получить возможность «поучиться не для аттестата»....

Впрочем, все эти благие намерения могут и не сбыться, если мы не договоримся о некоторых общих для всех «правилах игры».

 
  |  Просмотров: 70
Виды элективных курсов

Хорошо представляю себе картину: учитель, которому навязали преподавание элективного курса, входит в класс и, «агитируя» подопеч­ных, говорит о том, что на изучение истории (математики, биологии...) в учебном плане 10 класса отведено до смешного мало времени; что для того, чтобы достойно сдать экзамены, конечно же надо добавить часик; что содержание элективного курса удивительно интересно, но всем до очевидности ясно, что его надо отложить «до лучших времен» и заняться «делом».... Потом сообщает время и место встречи на «обязательном-элективном», добавляя при этом для убедительности, что те, кому эта встреча покажется ненужной, на хорошую отметку по его предмету мо­гут не рассчитывать. Так бывало на «обязательных факультативах», так может произойти и с элективными курсами. Для того чтобы так не слу­чилось, мы обсудим сначала, какие образовательные задачи могут быть решены элективными курсами.

Начнем с того, что право принятия учеником ответственного реше­ния — мощнейший педагогический ресурс. Сама возможность такого выбора ставит ученика перед необходимостью принятия ответственно­го решения. Для того чтобы выбрать что-то, от чего-то необходимо отказаться, т. е. надо решить проблему. Это означает, что надо оце­нить, что именно, для чего и с чьей помощью следует изучать. У класс­ного руководителя, учителя, ученика, родителя, психолога появляется предмет переговоров, который касается содержания образования, и уже только из-за этого стоит вводить в учебный план школы курсы по выбору.

Но в рамках реализации концепции профильного обучения на стар­шей ступени общего образования элективные курсы вводились не с этой целью. По замыслу идеологов реформы,, кроме решения основной про­блемы — обучения ученика делать ответственный выбор ( а учится выбирать, можно только выбирая на самом деле) — элективные курсы дол­жны помочь в решении двух важнейших задач.

 

Первая из них — создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с опре­деленным видом профессиональной деятельности, или отказался от него,

Думаю, не надо доказывать, что выбор 15-летним человеком жиз­ненного пути и связанный с этим выбор профиля учения очень часто является не окончательным. Чаще всего в этом возрасте школьник точно знает то, что ему не нравится, чем он почти наверняка заниматься не будет. Ответить же на вопрос относительно того, чем, собственно, он хочет заниматься в жизни, он не может — он просто никогда не пробо­вал (не имел возможности) серьезно заняться гуманитарными науками или, например, лингвистикой. Юноше или девушке кажется, что если он любит читать, то это означает, что карьера филолога ему подходит; если у него пятерка по математике, то надо поступать на механико-математи­ческий факультет университета и т.д. и т.п. Одним словом, он не только не ответил, но даже не сформулировал для себя два ключевых вопроса, которые должны стоять перед ним в старшей школе: «Могу ли?» и «Хочу ли?» заниматься тем или другим делом. Причем именно от сочетания утвердительных и отрицательных ответов на эти вопросы и зависит вы­бор жизненного пути. В школе мы сталкивались как с вариантом, когда старшеклассники, которые многое могут и даже хорошо учатся, ничего не хотят, так и с обратным и промежуточными вариантами. Нам, учите­лям, ясно, что любовь к чтению исторических романов никак не связана с успешностью в исторических науках, а интерес к пиротехническим эффектам — это еше не любовь к химии. На уроках же по общеобразо­вательным и профильным предметам мы вынуждены ежечасно доводить до сведения ученика «новый материал» и.... Одним словом, времени на то, чтобы познакомить подростка со спецификой деятельности исследо­вателя или организатора производства, физика или историка, у нас про­сто пег. Некогда нам «до одури» повторять один и тот же эксперимент, обсуждая — почему, собственно, он не получился; некогда сходить в архив или почитать друг другу стихи. Одним словом, не было у нашего ученика в учебном плане места для проб и ошибок. Этим местом могут и должны стать элективные курсы определенного вида. Этот вид элек­тивных курсов мы условно назвали «пробные».                                                                                

Аналогом пробных элективных курсов можно считать ту часть преж­них факультативов, программы которых были ориентированы на знакомство с видами деятельности, характерными для человека, работающе­го в той или иной образовательной области. Разница состоит лишь в том, что факультативы изучались не всеми и после уроков, а элективные курсы для всех (какие-то элективные курсы должен выбрать каждый старшеклассник) и являются они составной частью индивидуального учебного плана ученика.

Итак, программами, учебными пособиями по курсам этого вида (наряду со специально созданными) могут стать программы и учебные пособия, разработанные для факультативных занятий.

 Вторая задача — помочь старшекласснику, совершившему перво­начальный выбор образовательной области для более тщательного изу­чения, увидеть многообразие видов деятельности, связанных с ней.

Предположим, ученик утвердился во мнении, что он должен осваи­вать программу филологического класса. Но кем он будет — журналис­том, литературным критиком или корректором, он пока не решил. Для подобного решения у него нет пока оснований, реального опыта для рефлексии. В решении этой проблемы также могут помочь элективные курсы, но несколько другие, чем те, о которых мы говорили выше. Элек­тивные курсы данного вида мы назвали «ориентационными».

Думается, что содержание и способы' работу творческого кружка» Но не танцев и драматической студии, а астрономии, журналистики, практического стихосложения и т.д. Программы этих курсов должны иметь больше «сво­боды», учитель должен будет корректировать программу (может быть, на каждом уроке), реагируя на интерес группы учеников или каждого ученика в отдельности. Написал ученик удачное эссе, сочинил стихотво­рение, принес в класс модель вечного двигателя, и учитель обязан оста­новиться, выслушать, обсудить.

Понятно, что такая «ситуативная» образовательная технология не слишком близка российскому учителю. Гораздо легче начинать урок, зная, чем его надо закончить. Но осваивать подобный способ работы надо, если мы хотим помочь старшекласснику не только получить аттестат, но и найти свое место в жизни.

Сложности возникнут и с подбором учебной литературы. Вероятно, ее роль смогут исполнить научно-популярные издания, справочники, отдель­ные главы учебных пособий для школ с углубленным изучением того или иного предмета, в отдельных случаях — для профессиональной школы.

В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что вышепри­веденное деление элективных курсов на виды весьма условно. На практике решаемые элективными курсами задачи будут пересекаться. Но! При составлении школой учебного плана, определений необходимого набора курсов (создания «поля выбора») без понимания того — кому. какой и зачем элективный курс может быть нужен, без этого условного деления обойтись вряд ли удастся.

  |  Просмотров: 97
задачи курсов

Скрытые задачи, решаемые элективными курсами, или на пути к освоению современных образовательных технологий

Основное возражение, которое приходится слышать от оппонентов, противников траты времени «на пустяки», можно сформулировать при­мерно так: «Своими элективными курсами вы отнимаете время у ученика и учителя на подготовку к экзаменам. Учебные программы (стандарты) сегодня таковы, что времени на их освоение и так не хватает, а вы... ». Думаю, что доля истины в этих монологах (нас оппоненты не слы­шат, так как не слушают) есть. Стандарты (все имеющиеся их проекты), программы действительно перегружены; задачи (требования к уровню достижений выпускников) не конкретизированы и потому не выполни­мы. И это все происходит на фоне так и не произошедшего в умах учи­телей осознания утопичности идеи передачи ученику «всего опыта, на­копленного человечеством». Многие учителя продолжают считать, что требования «полноты» содержания учебного предмета по отношению к одноименной науке — благо. Попробуем вступить с этими учителями в полемику.

Тезис первый. Ученику действительно надо предоставить возмож­ность подготовиться к экзамену, оснастить всем тем, что поможет ему надлежащим образом «пройти» выпускные и вступительные испытания. Но только ли знания и предметные умения помогут ему это сделать? Разве не важно то, как он будет излагать материал, содержащийся в билете, реагировать на вопросы, вести диалог? А есть ли у учителя до­статочный ресурс времени на отработку этих составляющих успеха на уроке по общеобразовательному или профильному предмету? Ответ од­нозначен — нет. Значит, нужно найти в учебном плане место, где реше­ние данного набора задач будет доминировать. Решить эти задачи мы и предлагаем на элективных курсах.                                                                                                       .

Тезис второй. Для успешной сдачи экзамена ученик должен уметь самостоятельно_ра6отать с: источниками, уметь искать необработанную специально (как в учебнике) информацию, "использовать при решении учебных задач свои собственный жизненный опыт. Понятно, что в реше­нии этой задачи учебник, жесткая учебная программа не всегда помога­ют. Да и учебная группа в 25—30 человек этому не способствует. Значит, и здесь могут выручить элективные курсы, занятия по которым будут организованы в малых группах и проходить в лаборатории, библиотеке, информационном центре.

Тезис третий. Мотивация к изучению того или иного предмета воз­никает у ученика через успех. Нравится обычно то, что получается. Но ведь успешны на уроке далеко не все. У части учеников вырабатывается привычка быть неуспешным, у кого-то возникает страх получить двойку, тройку. Элективные же курсы могут и должны стать тем местом, где ученик не боится получить плохую оценку, «не попасть в ответ». Он начинает свободно высказывать свои мысли, раскрепощается, приобре­тает опыт успешного ученичества. Повышается эффективность работы ученика (учителя) на обязательных для изучения курсах.

И, наконец, еще один возможный тезис. Не успешность ученика выз­вана стойким конфликтом с единственным учителем данного предмета, у которого есть свое понимание блага для ученика («я ему желаю добра, готовлю его к экзаменам» и т.п.). Вырваться из-под диктата сильного предметника традиционного типа путем самостоятельного выполнения какой-то задачи (проекта, набора задач или опытов, списка обязатель­ных творческих работ, изученных источников и т.п.) можно через инди­видуальный учебный план на курсе по выбору.

Конечно, нарисованная выше картина во многом идеальна, на прак­тике все будет не совсем так, но влиять на мотивацию к учению по тра­диционным предметам элективные курсы безусловно будут. Подобные эффекты наблюдаются в тех школах, которые давно ввели элективные курсы в учебные планы.

Сформулированные выше тезисы позволяют сделать и еще один вы-водЛ1ри правильных действиях школьной администрации с введением в учебный план школы элективных курсов учителя будут поставлены пе­ред необходимостью осваивать современные образовательные технологии. Эти технологии будут распространяться и на обязательные для изучения предметы, что окажется весьма значимым для изменения в целом ситуации в школе.

Любой элективный курс – авторский

Как уже говорилось, основой для работы учителя, ведущего курс по выбору, могут стать программы факультативных курсов, разнообразные учебные пособия. Даже если учителю повезет, и он купит специально созданный под элективный курс учебно-методический комплект, то труд­но предположить, что он может его целиком использовать. Ведь учитель будет вносить в программу изменения, связанные с уровнем подготов­ленности конкретных учеников, которые избрали данный курс (выбира­ют-то ученики); с наличием тех или иных средств обучения в школе; с личными интересами, уровнем подготовки учителя и т.д. Это означает, что, взяв программу и/или учебное пособие, учитель начнет переделывать его «под себя». Может быть и другой вариант. Поработав по какому-то пособию (учебной программе), учитель придет к выводу, что для реше­ния проблем пришедших к нему на курс учеников надо не переделывать имеющуюся программу, а создавать новую, свою. Что необходимо учи­тывать в этом случае, на что нельзя не обратить внимания?

  |  Просмотров: 64
Содержание курсов

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Содержание программы курса по выбору, прежде всего, зависит от особенностей набора профилей на третьей ступени обучения в данной школе и состава учащихся (количество, уровень предшествующей подго­товки, половой состав и т.п.). Часто бывает так, что в одной группе нужно, например, ликвидировать пробелы в знаниях и умениях учени­ков, а в другой — научить их решать задачи повышенного уровня слож­ности. Но какие бы задачи ни ставил перед собой учитель, он не может не помнить о необходимости соблюдения следующих условий (в не­которых из них кратко повторены позиции, сформулированные выше):

•  Курс должен быть построен так, чтобы он позволял в полной мере использовать активные формы организации занятий, информаци­онные, проектные формы работы. В противном случае и «ликвидация пробелов» и «углубленная подготовка» переродятся во вполне тради­ционное натаскивание.

•  Содержание курса, форма его организации должны помогать уче­нику через успешную практику оценить свой потенциал с точки  зрения образовательной перспективы («Я учусь в социально-гуманитарном классе не потому, что не нашел в себе силы выучить таблицу умножения, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет»).

•  Отбирая содержание, учитель (автор программы, учебника) дол­жен ответить на вопросы: «Почему ученик выберет именно этот курс, а не другой? Чем он будет ему полезен, интересен?».

•  Элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации («Пойду на социально-гуманитарный профиль, потому что мне интересно то-то и то-то, у меня хорошо получается то-то»). Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?». Вместе с тем, надо помнить, что чрез­мерная перегруженность курса новым содержанием может не позволить ученику ответить на главные вопросы. В связи с этим вполне возможна, на наш взгляд, ситуация, когда не весь объем содержания элективного курса является строго обязательным. Может быть, какой-то его объем минимально необходим, а все остальное — «по потребностям». Доми­нанта умений и позитивного опыта может быть обеспечена на любом завершенном содержательном модуле или блоке. Возможен и такой ва­риант, при котором ученик может выполнить обязательный набор зада­ний на одной содержательной теме.

•  Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов дея­тельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т.д.), т. е. повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, пути (направления) получения им образования в профессиональной школе (прежде всего, высшей). Они должны включать пробы по ведущим для данного профи­ля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность — работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.).

•  Курсы (по возможности) должны опираться на какое-либо посо­бие. Это позволит исключить «монополию учителя на информацию».

•  Содержание элективных курсов не должно дублировать содержа­ние предметов, обязательных для изучения.

•   Если автор относит (условно) свой курс к ориентирующим, он должен так построить учебную программу, чтобы ученик мог получить

представление о характере профессиональной деятельности (юрист, эко­номист, журналист, зоотехник и т.д.).

• Хорошо, если программа курса состоит из ряда законченных модулей. Это позволит ученику, в том случае, если он понял, что его выбор ошибочен, пойти в следующей четверти (полугодии) на занятия

по другому курсу.

Отобранное содержание должно, с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям старшеклассников, а с другой — предо­ставляя ученику возможный опыт работы на уровне повышенных тре­бований, развивать его учебную мотивацию.

Содержание курса может представлять собой:

•  расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового курса («Механика», «Международные отношения», «Океаны» и т.д.);

•  введение в одну из «сопутствующих» данному предмету наук про­фессий (астрономия, археология, журналистика и т.д.);

• отдельные фрагменты из различных разделов одного или несколь­ких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обоб­щения («Естествознание», например) или освоение определенного вида деятельности («Эксперименты в физике, химии, биологии», «Работа с источниками информации»).

ВОПРОСЫ АВТОРУ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Представленные в данном сборнике программы не покрывают всего спектра возможностей элективных курсов. Это, в частности, означает, что каждый учитель на базе представленной программы будет разраба­тывать свою, исходя из запроса данной школы, ее учеников. То есть, каждого читателя сборника мы рассматриваем как потенциального автора (соавтора) программы, представленной в сборнике. Именно поэтому мы позволим себе дать ему некоторые предварительные рекомендации.

Прежде чем приступить к составлению программы элективного кур­са, педагогу полезно ответить на вопросы:

•  На каком содержательном материале и через какие формы работы можно наиболее полно реализовать задачи профильной подготовки (по­мочь ученику сориентироваться в выборе пути продолжения образова­ния и/или профессиональной деятельности, восполнить пробелы его пре­дыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)?

•  Чем содержание курса будет качественно отличаться от обяза­тельного для изучения курса (оно вообще не представлено в общеобра­зовательном или профильном предмете; оно представлено «вскользь», о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т.п.)?

•   Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)?

•  Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориен­тированные) возможны в работе с данным содержанием?

•  Какие виды работ могут и должны выполнить учащиеся для под­тверждения своей успешности в будущем учении, профессиональной де­ятельности?

•  Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу?

•  Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успе­хи в изучении данного курса?

•  Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности?

Ответив на данные вопросы, учитель фактически подготовится к составлению пояснительной записки к программе. Далее останется запи­сать свои ответы, отредактировать свои записи и приложить к ним ка­лендарное планирование.

Организация работы элективных курсов в школе

Педагогические эффекты от появления элективных курсов в учебном плане школы могут быть существенно усилены, если администрация точно определит их место в образовательном пространстве учреждения, уделит внимание их ресурсному (в первую очередь, кадровому) обеспечению.

КТО ДОЛЖЕН ВЕСТИ ЗАНЯТИЯ ПО ЭЛЕКТИВНЫМ КУРСАМ

При подборе учителя для работы на элективном курсе администра­ция должна учесть несколько соображений.

а)3анятия на элективных курсах могут позволить старшекласснику проверить правильность сделанного выбора (профиля обучения), кото­рый в значительной степени определят образовательные перспективы выпускника средней школы.

Дело в том, что выбор или отказ от профиля обучения в старшей школе на практике во многом определяется характером сложившихся взаимоотношений между конкретным учеником и учителем-предметни­ком. Следствием, монополии учителя на предмет является то, что в гума­нитарных, например, классах учатся не последователи Пушкина и Ка­рамзина, а ученики, «обиженные учителем математики». Отсюда — простое правило. Надо постараться так распределить нагрузку, чтобы один учитель вел общеобразовательный предмет, другой — элективный, принадлежащий той же образовательной области. Понятно, что так может получиться далеко не всегда (в школе всего один естественник), но

стремиться к подобному решению вопроса надо. Следует понимать, что, вводя в процесс преподавания какого-либо предмета несколько человек, школа, кроме решения вышеупомянутой проблемы, создаст:

•   Команду предметников, которые работают в одних и тех же классах с одними и теми же учениками. Это, во-первых, откры­вает возможности для совместного творчества; во-вторых, со­здает ситуацию здоровой конкуренции между педагогами (все учителя хотят быть уважаемыми, любимыми); в-третьих, позво­ляет ученику услышать разные трактовки одних и тех же поня­тий, ответить на одни и те же, но по-разному сформулированные (разными словами высказанные) вопросы.

•  Ограничивает возможность использования учителями элективных курсов не по назначению, как дополнительных занятий по пред­мету (надо договариваться с учителем-партнером, завучем и т.д.).

б) Через вовлечение в преподавание элективных курсов родителей, педагогов дополнительного образования, учебно-производственных ком­бинатов, студентов и т.д. школа может пополниться весьма перспектив­ными преподавателями. Все эти люди, приходя в школу под интересную идею (сделать свое хобби работой по совместительству), могут, начав работать на элективных курсах, задержаться в школе, стать через какое-то время основными ее преподавателями.

в)Преподавание элективных курсов имеет существенную специфику. «Крепкому» традиционному учителю («дающему хорошие результаты») тяжело сделать над собой усилие и перестать требовать от ученика точ­ного воспроизведения всего того, что им было сказано на предыдущем уроке. Но в каждой школе есть люди, может быть «не столь успешные», но творческие. У них бывают проблемы с дисциплиной, они любят и умеют работать индивидуально. Для таких педагогов элективные курсы являются тем новым местом в школе, работа в котором может изменить их статус.

Наличие элективных курсов в учебном плане легализует пребывание в школе столь нужных подросткам увлеченных чем-то чудаков, место которых ранее было лишь на секциях, в кружках. Многие десятилетия в отечественных школах руководители этих клубов по интересам, испол­няя главную мотивационную партию (очень часто ученик готов ходить в школу и «терпеть» уроки из-за волейбольной секции или драматической студии) и выполняя значительную часть воспитательной работы, были «на вторых ролях». С появлением в школе элективных курсов соотноше­ние сил в педагогическом коллективе может измениться.

С необходимостью устранения дефицита кадров связаны и такие решения, как создание муниципальных образовательных сетей. Напри­мер, проведение элективных курсов по астрономии в педагогическом университете или дворце творчества, если там есть кадры соответствую­щей квалификации и современные средства обучения (обсерватория, планетарий и т.д.), для учащихся 5—7 близлежащих школ. Понятно, что подобные варианты расширения образовательного поля ученика доста­точно сложны: необходимо решать вопросы, связанные с поисками меха­низмов оплаты преподавателей, работающих с учениками сразу несколь­ких школ, согласования расписаний, перемещения старшеклассников и т.д. Но тем не менее на такие варианты объединений усилий целой груп­пы учреждений для обеспечения качества образовательной услуги, пре­доставляемой ученику на элективном курсе, идти, в отдельных случаях, надо.

И еще одно замечание. Вероятно, на первом этапе руководителям школ не следует надеяться на то, что учителя будут «драться» за право вести элективные курсы. Новые технологии, отсутствие учебника, много времени на подготовку... Следует задуматься над вариантами стимули­рования учителя к этому виду работы. Администрация может предусмот­реть возможность доплаты за работу на элективных курсах (внебюджет­ные средства, часы, выделенные на методическую работу) и/или ввести новый критерий для осуществления процедуры аттестации.

МЕСТО ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В ШКОЛЬНОМ РАСПИСАНИИ

Время, отводимое школой (завучем) на изучение того или иного предмета как в течение дня, так и во время недели, показывает ученику действительное отношение к нему руководства. Можно сколь угодно долго говорить на педагогических советах и родительских собраниях о важности предметов образовательной области «Естествознание» в линг­вистической гимназии, но если химия оказывается в расписании на пер­вом или последнем уроках и по субботам, а иностранный язык всегда в середине дня и недели, то родителям становится все ясно. То же и с элективными курсами. Поставим их на первые и последние уроки или сконцентрируем в субботу — намекнем всем на необязательность, второстепенность курсов.

Практика работы школ показывает, что одним из наиболее удачных решений является вариант, при котором все элективные курсы концент­рируются на один день в середине недели. Это, с одной стороны, позво­ляет решить массу организационных вопросов (расписание, перемеще­ние, помещение и т.д.), а с другой — позволяет замученному подготовкой к вступительным и выпускным экзаменам (именно в этой последователь­ности) старшекласснику сменить в середине недели вид учебной работы, отдохнуть от пресса отметки

  |  Просмотров: 71
На пути к школе без классов

Элективные курсы создают предпосылки и для того, чтобы мы на­чали пробовать варианты иного, нежели «по классам», способа органи­зации учеников в школе.

Если руководство образовательного учреждения принимает реше­ние о том, что элективные курсы будут проходить внутри школы, то эти курсы могут «принадлежать» или параллели, или ступени школы. И тот, 80

и другой вариант имеет право на существование. Оба они позволяют собрать вместе учеников в группы по интересам, сделав их не такими малочисленными; расширить образовательные горизонты ученика внут­ри школы, дать ему новые ориентиры для самооценки; дать учителю возможность организовать работу разновозрастных групп и т.д. и т.п.

Введение в практику работы подобных новшеств, рефлексия резуль­татов, не могут не повлиять на отношение учителей к отличным от тра­диционных для российских школ способам организации образовательно­го процесса.

Еще раз об образовательных технологиях

Как уже говорилось выше, применяемые учителем на курсах по выбору образовательные технологии должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему быть успешным на следующей ступени обучения или послешкольной профес­сиональной деятельности (ведения самостоятельно учебного исследова­ния, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы во время дискуссии и т.д.). Но не только на это следует обратить внима­ние автору учебной программы элективного курса, учителю, который ведет занятия.

Наиболее сложным, не имеющим однозначного ответа, является вопрос об оценке уровня достижений учащихся. Совершенно ясно, что поставить банальную двойку за работу по курсу, который ученик избрал по собственной инициативе, нельзя. Да и проведение традиционной кон­трольной не слишком вяжется с задачами курса. И вообще, об оценке или отметке здесь следует говорить? Если речь идет о создании на заня­тиях ситуации, способствующей возникновению у школьника мотивации к учению, то учительская отметка, занесенная в журнал, здесь неуместна. Вероятно, наиболее действенным «оружием» будет являться оценка сде­ланного, созданного учеником. «Продукт» (установка, текст и т.д.) дол­жен быть представлен на суд его же коллег-старшеклассников, оценен ими. Уровень же успешности будет определяться, с одной стороны, «ре­акцией публики» (подобно тому, как по уровню аплодисментов опреде­ляют успех спектакля), а с другой — широтой «публикации» наработан­ного. Эссе одного старшеклассника будет опубликовано в школьной газете; научный доклад другого — представлен на районный конкурс научных работ; остальные работы обсуждены в классе. Учителя, админи­стратора не должно «напрягать» то, что в журнале нет традиционной отметки по предмету. Администраторам, учителям надо помнить, что элективные курсы относятся к школьному компоненту учебного плана. Это означает, что содержание и правила его освоения (включая опреде­ление форм отчетности) школа устанавливает самостоятельно

Элективные курсы в учебном плане основной школы

Реализация идеи обязательной профильности старшей ступени ста­вит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора. Этот выбор подросток должен совершить и в отношении «...индивидуальной образовательной (или профессиональной, если основная школа становится последним этапом школьного образова­ния) траектории...», и, в какой-то степени, относительно предваритель­ного самоопределения в отношении профилирующего направления соб­ственной деятельности.

Множественность ситуации выбора расширится в том случае, если старшая школа, которая будет продолжать обмениваться обучающимися с начальной профессиональной, сама, что весьма вероятно, разделится на традиционную (много и однопрофильные) и академическую (гимна­зии и лицеи). Возникает еще одно поле выбора — выбор вида дальней­шей деятельности: интеллектуальная, организаторская и т.д.

Следует заметить, что выбор учеником образовательной программы того или иного профиля » старшей школе сегодня в большинстве случаев носит случайный характер. Определяющими факторами обычно стано­вятся семейные традиции, рекомендации соседей, друзей, «уход» от кон­фликтной ситуации с учителем в якобы любимый профиль и т.д. Резуль­тат — необходимость смены профиля, уход «в никуда» и пр.

Простое сопоставление количества учащихся, поступивших в 10 классы и затем переведенных в 11, показывает, что более 5% учащихся покидают школу. Одна из главных причин — неподготовленность учени­ка к освоению образовательных программ старшей школы.

Условиями решения этой задачи, является, с одной стороны, «...по­строение школы на принципе множественности видов деятельности ре­бенка...», а с другой — «...установление разумных ограничений или пределов свободы при осуществлении самоопределения». Это противо­речие и определяет структуру настоящего раздела концепции: сначала необходимо сформулировать условия достижения цели (способность осознанно совершить выбор); затем — описать ограничения и риски, ко­торые возникают в основной школе вследствие расширения поля свободы.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего обра­зования предполагает создание в основной школе условий, позволяющих ученику совершить ответственный и осознанный выбор «.. .в отношении профилирующего направления собственной деятельности».

Предварительные результаты обсуждения в субъектах РФ Концепции показывают, что 89% респондентов признали необходимость организации предпрофильной ориентации учащихся выпускного класса средней школы.

ВРЕМЕННЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Временные ресурсы на организацию элективных курсов в основной школе определяет Базисный учебный план (учитывая, что эксперименталь­ные Базисные учебные планы превышают по объему вариативный компо­нент БУП-98, мы рассматриваем его как «нижнюю планку).

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Курсыповыборувариативного компонента (при 5-дневной неделе — 2 часа в неделю; при 6-дневной неделе — 5 часов)

5-дневка Вариант

Часоввгод

Продолжительностькурса, ч

 

 

 

 

14 (одначетверть)

28

(полугодие)

 

 

 

 

Количествокурсоввгод

2

68

4

2

 

 

 

6-дневка Вариант

Часоввгод

Продолжительностькурса, ч

 

 

 

 

14 (одначетверть)

28

(полугодие)

 

 

 

 

Количествокурсоввгод

5

170

12

6

Курсы по выбору для реализации возможностей профильного само­определения должны соответствовать следующим требованиям:

•  Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный харак­тер, их количество должно быть избыточным.

•  Необходимо создать такие условия в организации учебного процес­са, которые позволяли бы ученику менять наполнение индивидуального учебного плана курсами по выбору как минимум два раза за учебный год.

• Содержание курсов по выбору должно включать не только инфор­мацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомя­щую учеников со способами деятельности, необходимыми для успешно­го освоения программы того или иного профиля.

•  В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение новых аспектов   содержания и более сложных способов деятельности содержание курсов по выбору может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школь­ной программы (история науки и техники, астрофизика, элементы мате­матической статистики, различного рода практикумы и т.д.).

Курсы по выбору за счет часов вариативного компонента в сочетании с частичным использованием часов образовательной области «Техноло­гия»

В дополнение к возможностям изложенного выше варианта допус­тимо использование часов из образовательной области «Технология». Данное предложение вызвано тем, что в значительной части школ либо отсутствует необходимая материальная база для реализации этого курса, либо она не соответствует современным требованиям.

При этом варианте образовательный стандарт по технологии может быть освоен учащимися до 8 класса включительно, а далее этот времен­ной ресурс отводится на профессиональную ориентацию и курсы по выбору предпрофильной направленности.

Целесообразно сохранить деление классов на подгруппы при исполь­зовании часов образовательной области «Технология» для организации курсов по выбору.

Таким образом, компоновка вариативной части учебного плана может выглядеть следующим образом.

5-дневка Вариант

Часоввгод

Продолжительностькурса, ч

14

28

Максимальновозможное количествокурсоввгод

5 (+3 дляделения наподгруппы)

140

10

5

6-дневка

Вариант

Часоввгод

Продолжительностькурса, ч

14        

28

Максимальновозможное количествокурсоввгод

8

(+3 дляделения наподгруппы)

272

19

9

В этих таблицах приводится:

•  Вариант полного использования часов образовательной области «Технология» в 9 классе. В зависимости от конкретной ситуации, сло­жившейся в образовательном учреждении, возможно частичное исполь­зование этого ресурса.

•  Расчет, исходящий из предположения, что школа избрала вариан­ты 2-часовых четвертных или полугодовых элективных курсов. Не ис­ключаются и программы, основанные на одночасовых вариантах (в не­делю), а также сочетание курсов различного формата (недельная нагрузка, продолжительность) в учебном плане школы.

ВОЗМОЖНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

•  Предусмотреть возможность деления класса на подгруппы, при организации занятий по курсам предпрофильной подготовки. Это позволит индивидуализировать процесс обучения, активно применять проектные и исследовательские формы, реализовывать деятельностный подход.

•  При возможности привлекать к преподаванию курсов профильной подготовки в 9 классах работников профессиональной школы, науки, производства и других сфер деятельности.

•  Использовать ресурсы дополнительного образования школы и му­ниципальной системы для организации кружков, клубов, студий и пр. в целях профессиональной ориентации школьников, «приближения» их к возможному выбору профиля, удовлетворения познавательных интересов.

•  Использовать современные телекоммуникационные возможности, которые появляются благодаря реализации Федеральной программы информатизации школ (Интернет-технологии, CD-диски, дистанционные формы и т.д.).

ПРОГРАММЫ, УЧЕБНЫЕ КНИГИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Значительная часть программ (учебных пособий) по элективным кур-/ сам, разработанных для старшей профильной школы, являются вполне при­менимыми и в основной школе. При этом, конечно же, учителю придется сделать некоторые сокращения материала, упростить проверочные проце­дуры и т.д. Но создание для предпрофильной подготовки специальных программ, учебных пособий вряд ли является первоочередной задачей.

В заключение разговора о подготовке выпускника основной школы к« выбору профиля в старшей школе следует сказать, что, конечно же, эту рабо­ту надо вести не только в выпускном классе. Создать условия, при которых ученик научится принимать решения, от чего-то отказываясь, можно только перестроив организацию образовательного процесса во всей основной и, быть может, начальной школе, но..., ведь надо же начинать с чего-то.

* * *

Все вышеизложенное определило структуру настоящего сборника. Каждый его раздел представлен отдельной брошюрой, содержание кото­рой составляют материалы и программы элективных курсов по одной из образовательных областей: «Математика», «Филология», «Обществознание», «Естествознание», «Информатика», «Технология».

Каждый раздел предваряется короткими замечаниями, в которых кто-то из экспертов останавливается на обсуждении специфики содержания и способов преподавания элективных курсов, относящихся к той или иной образовательной области; затем 2—3 курса представляются с подробны­ми пояснениями; заключают раздел краткие программы.

Мы надеемся, что представленные в сборнике материалы помогут руководителям школ, учителям-практикам начать работу, направленную на конкретизацию задач элективных курсов в учебных планах старшей и основной школы, совершенствование их содержания, освоение учителя­ми эффективных, современных образовательных технологий.

 
  |  Просмотров: 55
|
Просмотров: 208
Наверх страницы